понедельник, 3 апреля 2017 г.

Петербургский метрополитен. Досье

  
ТАСС-ДОСЬЕ. 3 апреля 2017 г. в Петербургском метрополитене прогремел взрыв. Станции "Технологический институт" и "Сенная площадь" закрыты на вход и выход. По предварительным данным погибли 10 человек.
Петербургский метрополитен - система скоростного внеуличного транспорта Санкт-Петербурга. Управляется одноименным государственным унитарным предприятием (ГУП). До 1 июля 1992 г. предприятие носило название Ленинградский метрополитен.

История системы

В 1938 г. инициативу строительства метрополитена в Ленинграде выдвинул председатель Ленгорсовета Алексей Косыгин, в том же году Главное архитектурно-планировочное управление (ГлавАПУ) исполкома Ленсовета составило перспективную схему развития городского транспорта, включавшую метро. Проходка тоннелей начались в апреле 1941 г. Однако в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. строительство было законсервировано и возобновилось только в 1946 г.
Первая очередь метро от станции "Автово" до станции "Площадь Восстания" с восемью станциями, протяженностью 10,8 км, была открыта 15 ноября 1955 г. (ныне участок входит в Линию 1).
В апреле 1961 г. введена в эксплуатацию первая очередь Линии 2 от "Парка Победы" до "Технологического института". В 1967 г. заработала первая очередь Линии 3 от "Василеостровской" до "Площади Александра Невского". В декабре 1985 г. введена в эксплуатацию первая очередь Линии 4 от "Площади Александра Невского" до "Проспекта Большевиков".
В сентябре 1997 г. заработал новый участок в составе Линии 4 (ныне - в составе Линии 5) от "Садовой" до "Чкаловской".
В 2008 г. открылся первый участок Линии 5 от "Звенигородской" до "Волковской". Ввиду сложностей с открытием станции "Спасская" присоединение к новопростроенному отрезку уже действовавшего участка "Комендантский проспект" - "Садовая" произошло позднее, в марте 2009 г.
Начиная с 2013 г., в период с апреля по ноябрь, на время разводки мостов организуется ночное движение поездов на участке "Адмиралтейская" - "Спортивная" по выходным и праздничным дням.

Планы развития

В настоящее время строятся новые станции на Линии 3 - "Новокрестовская" и "Беговая" и Линии 5 - "Проспект Славы", "Дунайская", "Шушары" (планируемая сдача в эксплуатацию - 2018 г.). После 2020 г. будет открыт участок Линии 4, который включит в себя станции "Театральная", "Горный институт", "Гавань" и "Морской фасад". После этого планируется начать строительство Линии 6 из шести станции - от "Каретной" до "Юго-Западной".

Статистика

Метрополитен - самый популярный городской вид транспорта в Санкт-Петербурге; он осуществляет 40% перевозок городского транспорта.
- По состоянию на апрель 2017 г., Петербургский метрополитен включает шесть электродепо и 67 станций на пяти линиях общей протяженностью 113,52 км.
- 10 станций построены по схеме "горизонтальный лифт" (они не имеют боковых посадочных платформ, пассажиры попадают в поезд из центрального зала через проемы с автоматическими дверями).
- На станциях действуют 263 эскалаторов.
- Средняя скорость движения поездов - 39,02 км/ч.
- Система в среднем перевозит в сутки 2,03 млн человек. Всего в 2015 г. (данные за 2016 г. не публиковались) перевезено более 741 млн человек, по этому показателю Петербургский метрополитен занимает 4-е место в Европе после метро Москвы, Парижа и Лондона, и 18-е место в мире.
- Самая протяженная - Линия 2 (30,1 км), самая короткая - Линия 4 (11,2 км).
- Самая глубокая в Петербурге и в целом в России станция метро - "Адмиралтейская" (86 м).
- Самый длинный перегон - "Площадь Александра Невского" - "Елизаровская" (4 км), самый короткий - "Владимирская" - "Площадь Восстания" (848 м).
- Самые загруженные станции (пассажиропоток превышает 2 млн человек в месяц) - "Площадь Восстания", "Проспект Ветеранов", Московская", "Купчино", "Проспект Просвещения", "Пионерская", "Ладожская", "Василеостровская" и "Площадь Ленина".
- Численность сотрудников предприятия - около 14 тыс. 500 человек.

Подвижной состав

В метрополитене насчитывается порядка 1 тыс. 700 вагонов. Эксплуатируются четыре основных типа вагонов. Это модернизированные на петербургском заводе "Вагонмаш" вагоны Ема-В.1 и Ем-В.1; вагоны 81-540/541 (конструктивный аналог 81-717/714, которые используются в московском метрополитене) и их модификации производства того же "Вагонмаша". Также эксплуатируются вагоны моделей 81-556/557/558 "НеВа", разработанные совместно "Вагонмашем" и Skoda Transportation ("Шкода транспортейшн", Чехия) и вагоны типа 81-722/723/724 "Юбилейный" совместной разработки завода "Метровагонмаш" (Мытищи, Московская обл.) и Октябрьского электровагоноремонтного завода (Санкт- Петербург).

Оплата проезда

В настоящее время для оплаты проезда используются жетоны (стоимость одной поездки - 45 руб.), бесконтактные смарт-карты разных типов, а также банковские карты с технологиями MasterCard PayPass и Visa PayWave ("Мастеркард пэйпасс", "Виза пэйуэйв").

Руководство

Начальник Петербургского метрополитена с января 1990 г. - Владимир Гарюгин.
Официальный сайт - http://www.metro.spb.ru/

Техногенные аварии и ЧП

До 3 апреля 2017 г. в Петербургском метрополитене произошло только одно ЧП, приведшее к жертвами, а также два крупных происшествия.
- 8 апреля 1974 г. при строительстве перегона между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" произошло затопление плывуном около 1 км тоннеля. На поверхности земли образовались провалы, были повреждены несколько зданий.
- В 1995 г. почти в том же месте, на действующем перегоне между "Лесной" и "Площадью Мужества", произошел размыв - плывун снова начал затапливать тоннели. 4 декабря 1995 г. движение поездов на аварийном участке было прекращено, линия оказалась разорвана. Ликвидировать последствия аварии и восстановить движение удалось только к 26 июня 2004 г.
- 10 июня 1999 г. произошло обрушение бетонного козырька павильона станции "Сенная площадь", в результате чего погибли семь человек.